Oh, My Saint Auto!    

Чип-тюнинг и топливные карты

de2c3c70

Общая тема, затрагивающая топливно-воздушную систему, её устройство, ключевые элементы, принципы работы и тюнинг, будет раскрыта не полностью без подробного рассмотрения вопроса о топливных картах.

Стоит начать с того, что между топливом, оборотами и нагрузкой на силовую установку существуют устойчивые взаимосвязи. По указанному вопросу имеется достаточно большое количество информации, которой мы и поделимся с нашими читателями в ходе раскрытия темы данной статьи. Речь пойдет о том, каким образом ЭБУ (ECU) обеспечивает дозирование топлива в реальных условиях работы силового агрегата автомобиля.

Основополагающими факторами, которые отвечают за дозировку нужного количества топлива, являются положение дроссельной заслонки и показатель абсолютного давления во впускном коллекторе. Качество же самой топливо-воздушной смеси, а также правильные пропорции смеси воздуха с горючим склонны демонстрировать зависимость от ряда других факторов.

Реальные условия эксплуатации инжекторного ДВС ставят перед ЭБУ не только задачу измерения и подачи нужного объема топливо-воздушной смеси. Компьютер ECU отвечает еще и за необходимость динамического изменения соотношения пропорций воздуха к горючему, причем делается это в зависимости от того, на каких режимах работы находится ДВС, а также с учетом количества оборотов.

Аббревиатура AFR (от англ. air to fuel ratio) наиболее часто выступает обозначением количества воздуха к количеству топлива. Наиболее оптимальным таким соотношением топливо-воздушной смеси  является 14.7 части воздуха на 1 часть горючего.

Другими словами, показатель AFR равен 14.7:1. Если данное оптимальное соотношение меняется с учетом большего количества топлива, тогда полученную топливо-воздушную смесь называют обогащенной. Если данное соотношение AFR изменяется в сторону уменьшения количества поступившего топлива, тогда подобную смесь называют обедненной. Для примера и на языке цифр:

  • 5:1 – богатая смесь;
  • 9:1 – бедная смесь;

У читателя справедливо и закономерно может возникнуть целый ряд вопросов касательно необходимости изменений AFR в ту или другую сторону от оптимального соотношения AFR на отметке 14.7:1. Спешим дать необходимый ответ.

Все дело заключается в том, что оптимальным такое соотношение считается с учетом экологических норм и стандартов, а также говорить об идеальности AFR можно применительно только к некоторым режимам работы силового агрегата. Если же мотор работает в других режимах, тогда указанная оптимальная пропорция AFR станет далеко не лучшим соотношением для нормальной эксплуатации ДВС. Когда мы резко ускоряемся, для такого форсажа мотору потребуется намного более обогащенная смесь. При размеренной езде с постоянной скоростью и без нагрузки двигатель будет работать на достаточно сильно обедненной топливо-воздушной смеси.

Содержание статьи

Режимы работы двигателя и AFR

Для лучшего понимания взаимозависимости режимов работы силовой установки и AFR стоит взглянуть на то, как выражено влияние разных режимов такой работы агрегата на показатель соотношения компонентов рабочей смеси.

В режиме запуска двигателя

Для максимально облегченного запуска двигателя ЭБУ обогащает смесь. Показатель AFR для такого запуска может быть от 2:1 до 12:1 (усредненные значения). Те показания, которые поступают к ЭБУ от лямбда-зонда, компьютер в этом режиме попросту не учитывает.

В режиме прогрева

Температура  двигателя начинает закономерно расти после его запуска. ЭБУ получает информацию о росте температуры при помощи датчика, который измеряет температуру охлаждающей жидкости. В процессе роста показателя температуры изменится и показатель AFR, причем сделано это будет в сторону обеднения рабочей топливо-воздушной смеси.

Это означает, что ЭБУ начинает уменьшать количество топлива относительно доли воздуха в составе смеси. Показания от лямбда-зонда до того момента, пока двигатель полностью не выйдет на рабочую температуру, компьютером также пока не учитываются.

В режиме холостого хода

Если двигатель оказывается полностю прогретым до рабочей температуры, тогда AFR будет максимально стремиться в режиме работы на холостых оборотах оказаться как можно ближе к оптимальному стехиометрическому показателю, который равен 14.7:1.

 Плавный набор скорости и постоянная скорость при движении

Показатель AFR может в таком режиме быть разным. Содержание топлива и воздуха в смеси представлено разбегом от 14.5:1 до 15.9:1. Такие данные четко указывают на бедную топливно-воздушную смесь.

Стоит отметить, что даже высокие обороты двигателя при учете того, что педаль акселератора выжата только до половины, не повлияют на показатель AFR. Указанный показатель все равно останется в тех самых рамках обеднения рабочей смеси. Основой для этого является то, что в таком режиме загрузки ДВС в процессе приготовления топливовоздушной смеси активно участвует лямбда-зонд. Мотор начинает работать по «замкнутому контуру» (от англ. closed loop).

В режиме » педаль газа в пол»

Нажатая до максимума педаль газа будет означать полное открытие дроссельной заслонки. ЭБУ получает соответствующий сигнал и начинает переходить на такую смесь, которая позволит выжать из мотора весь запас мощности.

В процессе приготовления смеси компьютер показания лямбда зонда уже не учитывает, AFR находится на отметках от 11.9:1 до 12:1, что говорит об эффективном обогащении смеси.

 В режиме торможения двигателем

В процессе торможения двигателем при включенной передаче и отпущенной педали газа получается, что дроссельная заслонка закрыта полностью. В таком режиме ЭБУ очень сильно уменьшает подачу горючего и обедняет рабочую смесь. Многие опытные водители это прекрасно знают и никогда не сбрасывают ручную коробку в «нейтраль» тогда, когда машина подкатывается к светофорам или другим местам снижения скорости. Такой подход позволяет добиться эффективной экономии и ощутимого снижения расхода топлива.

Приведенные выше примеры зависимости AFR от различных режимов работы мотора наглядно указывают на то, что каждый режим условно имеет свой наилучший показатель AFR.

Теперь необходимо выяснить способ, который помогает ЭБУ определить подходящее значение AFR для каждого отдельного режима на основе данных о нагрузке на мотор и оборотах коленвала.

МАР-сенсор

ЭБУ вычисляет степень нагрузки на мотор по показаниям специального MAP-сенсора. Указанный сенсор измеряет и передает на электронный блок управления значение абсолютного давления во впускном коллекторе, что и является  главным показателем степени загрузки силовой установки в том или ином режиме работы.

Мы уже рассказывали о принципе работы данного сенсора в общей статье об устройстве топливной системы, так что напомним только самое основное. Вся работа MAP-сенсора основана на взаимосвязи нагрузки на двигатель и давления. Базовой единицей считается атмосферное давление, а его значение зависит от показателя высоты над уровнем моря. На уровне моря  такой показатель  равен 1 атмосфере (1 атм.), при этом величина практически равна отметке в 1 бар (1 Bar). Давление, которое находится на ометке ниже атмосферного, принято называть разрежением или вакуумом. Если давление оказывается выше атмосферного, то такой показатель называют избыточным давлением.

То давление, которое создается во впускном коллекторе привычного атмосферного двигателя, всегда будет находиться на отметке ниже атмосферного давления. Другими словами, в коллекторе зачастую имеет место разрежение (вакуум). Данный вакуум создается в момент открытия впускных клапанов и движения поршня в цилиндре вниз, к нижней мертвой точке.

Двигаясь в НМТ, поршень втягивает рабочую топливо-воздушную смесь из впускного коллектора. Так и создается указанный вакуум.  Открытие дроссельной заслонки на максимум означает, что силы противодействия при всасывании воздуха минимальны. Это означает, что и разрежение во впуске крайне мало, а давление в коллекторе приближено к атмосферному. Самое высокое разрежение в коллекторе отмечается в режиме холостого хода при полностью перекрытой дроссельной заслонке.

Что касается турбо моторов, то воздух в таких агрегатах нагнетается принудительно под давлением.  Это означает наличие давления во впускном коллекторе выше атмосферного в режиме серьезных нагрузок. Такое давление называется избыточным. На английском языке избытки наддува передает слово boost.

Получается, что AFR напрямую зависит от оборотов и нагрузки на двигатель. Если нагрузка увеличивается, тогда смесь нужно обогащать. При низких нагрузках смесь обедняется. Если обороты двигателя высокие, тогда смесь должна дополнительно обогащаться.

Это и есть зависимость AFR от указанных выше факторов. А теперь давайте перейдем к главному вопросу о топливных картах.

Топливная карта

На основе показателя AFR компьютер  осуществляет регулирование количества топлива для подачи  на единицу воздуха. Если возникает потребность в богатой смеси, тогда ЭБУ подаст больше горючего. При обеднении топлива будет подаваться меньше топлива. За дозирование горючего отвечают топливные форсунки. Наличие электрического импульса от ЭБУ на форсунку определяет момент её открытия, а давление  в топливной системе повлияет на количество горючего, которое пройдет через открытую форсунку и станет частью топливо-воздушной смеси для каждого режима работы ДВС.

То время, когда форсунка открыта, ограничено моментом открытия впускных клапанов. Длительность же открытия впускных клапанов зависит от оборотов коленчатого вала. Чем больше оборотов, тем меньше открыты клапаны. Для примера можно взять отметку  8500 оборотов, при которой  длительность открытия впускных клапанов  будет составлять всего 14 мс.

Выходит, что время открытого состояния форсунки определяет качество рабочей смеси  или показатель AFR. ЭБУ черпает информацию о нужном времени открытия форсунки для каждого режима из топливных карт. Топливная карта является своеобразной таблицей, которая зашита в память микропроцессора ЭБУ.

Когда блок управления получает данные от датчиков о нагрузке на двигатель и оборотах, тогда он обращается к топливной карте.  Это можно представить в виде простого графика, который имеет две оси. Вертикаль обозначена Y, а горизонталь X. Ось Y отводится для значений оборотов мотора, значения по оси X отображают нагрузку на двигатель. Как уже было сказано выше, нагрузка выражена абсолютным давлением во впуске.

После того, как ЭБУ определил степень нагрузки на двигатель и его обороты, тогда он считывает из топливной карты значение, которое определяет длительность электрического импульса на форсунку. Это значение полностью соответствует конкретной степени нагрузки на двигатель, а также и оборотам. Вполне логично, что комбинаций нагрузки и оборотов может быть великое множество. В топливной карте все это учтено.

Получается, что для любой комбинации нагрузки и оборотов есть свое подготовленное заранее значение длительности электрического импульса от ЭБУ на форсунку. Задействует топливные карты ЭБУ тогда, когда конкретный режим работы двигателя требует исключить лямбда-зонд.

Это позволяет говорить о том, что в спокойных режимах работы мотора за AFR отвечает лямбда-зонд и готовит оптимальную смесь. В тех  особых режимах,  которые выпадают из рамок обычных нагрузок на мотор, показания лямбда-зонда не учитываются. ЭБУ в таких случаях приходится обращаться к топливным картам.

Коррекция топливных карт

Топливные карты можно корректировать путем внесения изменений в указанные значения. Существует специальный софт, в котором для удобства корректировки карт зачастую нужные значения отображаются не в виде длительности электрического импульса, а в количестве подаваемого топлива. Указанные данные в таких таблицах отображены в миллилитрах.

Программа показывает пользователю таблицы, которые представляют собой различные комбинации и соответствуют многочисленным потенциальным режимам работы двигателя. В первых графах отображаются режимы работы на холостом ходу. Далее следуют режимы спокойной и размеренной езды с дросселем, открывающимся не более чем на 50%. Завершают список режимы, которые необходимы для резкого ускорения и езды с пиковыми нагрузками.

Чип-тюнинг

Разобравшись с тем, что представляют собой AFR и топливные карты,  становится вполне очевидной прямая зависимость между мощностью двигателя  и обогащенной смесью. Если обойти  жесткие требования экологов и действующие нормы, тогда обогащение смеси посредством чип-тюнинга становится эффективным решением.

Чип-тюнинг представляет собой процедуру изменения параметров работы силового агрегата, зашитых в процессор ЭБУ. Указанных важных параметров очень и очень много. Для примера стоит упомянуть параметр сдвига отсечки по оборотам, возможность исключения ограничений по скорости, корректировку топливных карт, карт зажигания и т.д.

Корректировка топливных карт производит самый большой эффект. Очень часто под чип-тюнингом понимается именно данная манипуляция. Автомобиль во время чип-тюнинга подвергается своеобразной перенастройке отдельных параметров ЭБУ. Настройщики задействуют  те резервные возможности двигателя, которые заложены инженерами и производителями авто. Это делается при помощи корректировки топливных карт в целях обогащения топливо-воздушной смеси. При этом не учитывают целый ряд экологических аспектов.

Положительный эффект во многих случаях достигается даже на «стоковых» автомобилях,  а двигатели после поверхностного или глубокого «механического» тюнинга однозначно нуждаются в последующей качественной настройке ЭБУ. Замена стандартного распредвала на более продвинутый аналог уже потребует правки топливных карт. Если было осуществлено турбирование атмосферного двигателя, тогда чип-тюнинг обязателен. Дело в том, что эффект от установки турбины без чип-тюнинга будет находиться на нулевой отметке, а ресурс самого ДВС ощутимо уменьшится.

Распространенной ситуацией является нюанс, когда микрочип ЭБУ у разных производителей автомашин является защищенным от программирования. Первым делом в такой ситуации меняют стандартный чип на программируемое изделие. В этом случае стоимость чип-тюнинга бывает довольно высокой, так что данный тюнинг оправдан только тогда, когда переделкам подвергался и сам мотор. Если же проблем с заводским чипом нет изначально, тогда тюнинг такого чипа доступен за вполне приемлемую сумму всего в несколько десятков долларов США.

Для чего необходим чип-тюнинг

Практическая эксплуатация автомашины очень редко вынуждает водителя раскручивать мотор для достижения максимальной мощности. Повседневная езда обычно основана на крутящем моменте и эластичности силовой установки. Чип-тюнинг позволяет добиться одинаковых показателей крутящего момента, но на разных оборотах сравнительно со стоковым мотором. Пик момента сдвигается ниже и доступен на относительно низких оборотах. При нажатии на педаль газа машина резвее стартует с места и более динамично разгоняется, что позволяет избегать постоянных переключений на пониженные передачи.

Для получения такого эффекта существует вариант установки особого тюнингового блока, который называют тюнинг-боксом. Вторым доступным и намного более распространенным  решением становится чип-тюнинг. Далее мы сравним сильные и слабые стороны каждого из таких способов улучшения характеристик ДВС.

Чип-тюнинг или тюнинг-бокс

Чип-тюнинг позволяет откорректировать большее количество важных параметров. Процесс такой корректировки обеспечивает повышенную точность. Тюнинг-бокс способен менять как давление горючего в топливной рейке, так и/или управлять временем открытия топливных форсунок. При этом бокс не вносит никаких изменений в топливные карты, а попросту осуществляет подмену на входе данных с MAP-сенсора. Это позволяет устройству влиять на топливо-воздушную смесь. Стоит заметить, что бокс может выйти из строя. Чип-тюнинг более надежен, так как приближен к заводскому решению по стабильности работы ДВС.

Для максимального увеличения мощности двигателя чип-тюнинг в большинстве случаев лучше установки отдельного тюнинг-бокса. Особенностью дополнительных боксов является то, что максимальный прирост мощности получается с высоким уровнем дымности на выходе из выхлопной системы. Копоть можно уменьшить путем урезания настроек бокса, но тогда пропадает и потенциальная пиковая мощность.

Чип-тюнинг дает возможность более равномерно отстроить прирост мощности и крутящего момента. После такого тюнинга вполне возможно добиться снижения расхода топлива в режимах спокойной и равномерной езды. Это актуально как для бензиновых, так и для дизельных ДВС. Тюнинг-бокс в подавляющем большинстве инсталляций сохраняет расход на прежнем уровне, так что чип-тюнинг получается более экономичным решением.

Прошивка чипа обеспечивает корректную работу силового агрегата во всех режимах, так как чипованный блок не является дополнительным устройством коррекции. Штатный ЭБУ после чипа ничем не уступает заводскому решению и работает аналогично, оставаясь тем же самым блоком для управления двигателем, только с измененными на оптимизированные параметрами прошивки в цифровом виде.

Чип-тюнинг позволяет дополнительно совершить ряд полезных операций: одновременно с увеличением мощности можно сбросить ошибки сажевого фильтра для дизеля, поработать с ошибками лямбда-зонда, ЕГР и многое другое.

После прошивки ЭБУ результат остается незаметным для посторонних, так что автомобили на гарантии спокойно проходят ТО в сервисе у дилера. Тюнинг-бокс на гарантийных авто лучше снимать перед посещением официального сервиса.

Тюнинг-боксы зачастую работают таким образом, что происходит постоянное увеличение давления в топливной рейке. Ресурс двигателей с тюнинг-боксом  на практике меньше чем у моторов с чип-тюнингом.

Тюнинг-бокс

К неоспоримым преимуществам тюнинг-бокса (чип-бокс) можно отнести следующие:

  • простоту установки данного устройства;
  • быструю и доступную возможность в любой момент самостоятельно вернуть настройки ЭБУ автомобиля до состояния оригинальных заводских;
  • доступность установки на любую аналогичную машину с одинаковым силовым агрегатом;
  • отсутствие необходимости вносить изменения в программу ЭБУ;

В качестве итога можно смело и с полной уверенностью заявить, что увеличить мощность доступно как при помощи тюнинг-бокса, так и при помощи чип-тюнинга. Прирост мощности при использовании тюнинг-бокса будет ниже сравнительно с чип-тюнингом, но избавляет от необходимости вторгаться в ЭБУ и его настройки.

При глубокой переработке мотора с серьезным увеличением мощности лучшим решением будет сделать профессиональный чип-тюнинг, так как это намного более точный способ увеличить отдачу от мотора  за счет качественного обогащения смеси и опережения зажигания. Главным условием для последующей эксплуатации остается высококачественный бензин не ниже АИ-95.

Выбирать тюнинг-бокс следует тогда, когда Вы намерены осуществить минимум вмешательств и хотите иметь возможность вернуть авто в заводское состояние при первой необходимости.  Последним аргументом  «за» или «против» в процессе выбора является намного более доступная цена прошивки чипа. Приобретение отдельного тюнинг-бокса обойдется заметно дороже.

Чиповка двигателя

Если вы остановились на варианте чип-тюнинга, а также хотите более подробно об этом узнать, тогда  читаем дальше. Целью вмешательства является качественно настроить топливо-воздушную смесь и карты зажигания под разные режимы работы стокового или тюнингового двигателя, а также  внести коррективы в работу и показания отдельных датчиков с учетом установленного в моторе «железа». Плановым результатом должна стать максимальная мощность и максимальный крутящий момент при резком разгоне, подхват и эластичная работа мотора в самом «низу» оборотов, умеренный расход топлива в режиме города и на трассе. При этом ресурс мотора не должен сокращаться.

Для чиповки, как принято называть в народе чип-тюнинг ЭБУ, нужно произвести настройку топливных карт и карт зажигания. При такой операции понадобится список необходимого оборудования. Первыми в этом списке расположены полностью исправный мотор и дополнительные системы автомобиля, даталог, ЭБУ, чип или эмулятор памяти, широкополосный лямбда-зонд.

Также очень желательно иметь датчик детонации, датчик EGT и динамометрический стенд. Наличие такого оборудования исключает необходимость постоянной подстройки в «полевых условиях» без обратной связи, экономит время и является гарантией безопасности при настройке, особенно если Вы намерены настроить ДВС самостоятельно и без сторонней помощи.

Ситуаций при чип-тюнинге могут возникнуть только две:

  1. Мы имеем атмосферный двигатель. Это значит, что максимальное давление во впускном  коллекторе приравнивается к атмосферному. 1 Атмосфера равна 101 КПа, 1 Бару (1000 мБар) или 14.5 PSI. Учтите, что в разных программах по настройке единицы измерения могут отличаться.
  2. Нужно настроить мотор с наддувом. Более высокое давление в коллекторе достигается за счет использования турбонаддува или механического нагнетателя. Турбина в 0.5 Бара обеспечивает итоговое давление поступающего в двигатель воздуха на средней отметке 1.5 бара или 1.5 атмосферы.
Мы уже знаем, что каждый режим работы силовой установки имеет свои карты зажигания и топливные карты. Таких карт может быть от одной до трех. Настройку следует начинать с первой карты, а пока Вы не отстроите эту первую карту Low Cam, осуществлять переход на более высокую High Cam крайне не рекомендуется.

Разбираемся дальше. Для нормальной работы бензинового мотора необходим воздух, горючее и отстроенное зажигание, которое воспламенит рабочую смесь строго в необходимый момент. Если в смеси больше топлива, тогда  указанная рабочая смесь становится богатой и мощность возрастает. Если горючего меньше, такая смесь становится бедной.

Проблемой обедненной смеси является склонность её к детонации. Как мы уже говорили в предыдущем цикле статей, на маленьких оборотах и в режиме непродолжительных нагрузок детонация не опасна. При полной загрузке смесь с показателем 14 уже потенциально вредна и даже разрушительна для мотора.

Настроить же всю систему на оптимальной смеси 14.7:1 не получится. Дело заключается в том, что на низких оборотах для разгона такой смеси будет недостаточно, а на высоких с этой смесью все равно проявится детонация. Вот почему ЭБУ активно эксплуатирует топливные карты, а режим управления лямбда-зондом попросту игнорируется.

Немного о детонации и последствиях

На данном этапе опустим вопрос зажигания. С учетом этого может быть только 3 варианта в процессе подбора рабочей топливо-воздушной смеси. К первому можно отнести качественно подобранную смесь для различных режимов работы мотора. Указанная смесь оптимизирована на максимальную мощность, экономию топлива и наилучшую эффективность работы двигателя.

Ко второму варианту можно отнести излишне обогащенную смесь.  При такой смеси силовая установка теряет свою мощность, получается своеобразный перелив бензина и отмечается только заметно возросший расход горючего.

Последним вариантом становится обедненная смесь. Двигателю мало топлива, имеет место переизбыток воздуха в смеси, наблюдается потеря мощности и происходит губительная для мотора детонация. Детонация провоцирует повышенный нагрев и является крайне опасной на высоких оборотах и с максимальной нагрузкой на ДВС.

Внимание! Детонация при неправильном подборе смеси приводит к серьезным последствиям. Отмечено прогорание или сплавление поршня, прогар клапанов или свечей зажигания. Сильный перегрев и заметная потеря мощности представляют собой первые признаки, по которым можно диагностировать детонацию.

Зачастую это приводит к заклинившему и/или перегретому мотору. Вот почему любая настройка топливных карт обязательно должна происходить с самой первой карты и минимальных оборотов в разных режимах работы силового агрегата. Все изменения осуществляются пошагово, обдуманно и взвешенно для каждого режима работы ДВС. Эти режимы мы уже рассмотрели выше.

Не забывайте также и о тех нагрузках, которые оказывает на мотор дополнительное оборудование в подкапотном пространстве. Речь идет о генераторе, климатической установке и гидроусилителе руля, которые также приводятся в действие путем соединения приводных ремней со шкивом коленвала. Так получается дополнительный отбор мощности у мотора. Наиболее же нагружает двигатель трансмиссия и сам общий вес автомашины.

Коротко о зажигании

Давайте представим цилиндр, который уже наполнен  топливо-воздушной смесью. Компоненты, которые являются воздухом и бензином, заранее смешаны в нужной пропорции.  В этот момент как раз происходит процесс сжатия рабочей смеси поршнем в цилиндре.

Обратите внимание, что смесь однозначно сгорит после поджига. Это произойдет независимо от того фактора, на сколько ранее или позднее произойдет запал. Обязательно учитывайте, что раннее зажигание однозначно является препятствием для нормального и свободного поднятия поршня, а энергия топливного заряда переходит в сильный нагрев. Еще стоит помнить, что остатки рабочей смеси будут догорать в выхлопной системе, а это вызовет высочайший нагрев выпускного коллектора.

Позднее зажигание  отдает мало энергии поршню, но является менее опасным, так как не создает препятствий  для движения поршня. Сравнить позднее зажигание можно с толчком, который уже приходится на быстро опускающийся вниз поршень и догоняет его. Вполне очевидно, что зажигание обязательно должно быть настроено так, чтобы смесь воспламенялась строго в необходимый момент, но никак не позже или раньше.

Чип-тюнинг: реализация процесса

Для начала еще раз повторим, что силовая установка автомобиля должна быть полностью исправной. Это касается и всего остального оборудования (система зажигания, охлаждения и т.д.) Далее нужно установить широкополосный зонд. Это позволит контролировать состав смеси во всех режимах. Датчик EGT поможет справиться с задачей определения температуры выхлопных газов и своевременности зажигания.

Датчик детонации необходим для своевременного и немедленного обнаружения такой детонации, которая проявляет себя при работе мотора на обедненной рабочей топливо-воздушной смеси. Следующим шагом становится подключение ноутбука к ЭБУ с чипом или эмулятором памяти. Задействуем даталог и записываем основную карту до 1 атмосферы.

Поле этого необходимо начать тесты и эксплуатировать авто в различных режимах, записав тем самым в лог показания датчиков. Если в процессе тестирования проявляется детонация, тогда всю работу нужно немедленно прекратить и отбалансировать смесь. Балансировки потребует и угол зажигания от большего к меньшему или наоборот, что будет зависеть от ситуации. Повторное тестирование проводится до тех пор, пока Вы не добьетесь нужного эффекта.

Не забываем о настройке и коррекции холостого хода, а также ECT при различных температурах окружающей среды. Только после этого можно перейти на следующую топливную карту. Помните, что чем выше оказываются обороты, тем богаче должна становиться рабочая смесь, а угол зажигания должен быть ранним.

В сухом остатке

Данная статья является наглядным подтверждением того, что топливные карты играют очень важную роль в процессе смесеобразования. Это делает их одним из важнейших элементов в работе топливной системы автомобиля. Если говорить о чип-тюнинге, то данная процедура основана именно на коррекции топливных карт и карт зажигания. Ответить на вопрос читателей о том, стоит или не стоит делать чип-тюнинг на стоковом автомобиле, поможет наша отдельная статья по данной теме.

Всем удачи на дорогах! Смело крутите моторы и наслаждайтесь максимальной отдачей от машины, а детонация пусть всегда обходит Ваши двигатели стороной!

Читайте также


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Когда доливать масло в двигатель и как это правильно делать: на холодный или горячий мотор

Когда доливать масло в двигатель и как это правильно делать: на холодный или горячий мотор Как доливать масло в мотор правильно. Долив "на холодную", добавление смазки в горячий мотор. Какое масло можно использовать для долива, полезные советы....

24 10 2020 10:39:30

Симптомы порванной подушки двигателя: на что обратить внимание

Симптомы порванной подушки двигателя: на что обратить внимание Что такое опоры (подушки) двигателя, на что влияют. Какие симптомы и признаки указывают на то, что порвана подушка двигателя. Диагностика опор, советы....

23 10 2020 17:22:52

Шампунь для автомобиля: как правильно выбрать автошампунь

Шампунь для автомобиля: как правильно выбрать автошампунь Автошампунь для мойки кузова авто: виды автошампуней для ручной мойки и бесконтактной мойки кузова, особенности и отличия. Как выбрать шампунь для машины....

22 10 2020 14:22:46

Почему глохнет двигатель на холостом ходу

Почему глохнет двигатель на холостом ходу Мотор глохнет на холостых оборотах: что проверить. Возможные причины неисправности на двигателях с карбюратором, инжектором, дизельных силовых установках....

21 10 2020 20:10:41

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: выбор и особенности

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: выбор и особенности Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля: виды зарядных устройств, отличие З У от П З У, особенности. Как самому сделать зарядное для аккумулятора....

20 10 2020 8:22:38

Экспресс-замена масла в двигателе автомобиля: особенности процедуры, преимущества и недостатки

Экспресс-замена масла в двигателе автомобиля: особенности процедуры, преимущества и недостатки Быстрая аппаратная замена масла в двигателе: преимущества и недостатки вакуумной откачки из поддона. Как выполняется процедура экспресс-замены, нюансы....

19 10 2020 16:13:22

Кнопка Shift Lock АКПП: назначение режима

Кнопка Shift Lock АКПП: назначение режима Шифт Лок (Shift Lock) на А К П П: для чего нужна данная кнопка Shift Lock, за что отвечает указанный режим. Когда и как пользоваться Shift Lock А К П П....

18 10 2020 15:19:26

Какое масло залить в КПП Газель и как поменять

Какое масло залить в КПП Газель и как поменять Масло в коробку передач Г А Зель: когда менять, выбор трансмиссионного масла в К П П Газель, замена масла в коробке Г А Зели. Полезные советы и рекомендации....

17 10 2020 16:53:36

Турбированный двигатель: что это такое?

Турбированный двигатель: что это такое? Что представляет собой двигатель с наддувом и чем отличается от атмосферного. Основные преимущества и недостатки турбированных Д В С. Какой мотор выбрать....

16 10 2020 20:44:18

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака Устройство автомобильного бензобака и материалы изготовления. Заливная горловина, система вентиляции бензобака, контроль уровня топлива и топливопроводы....

15 10 2020 8:40:47

Масло с сапуна: причина и решение проблемы

Масло с сапуна: причина и решение проблемы Почему масло течет из сапуна двигателя: признаки и основные причины такой неисправности. Как понять, почему через сапун гонит масло, диагностика неполадок....

14 10 2020 20:51:16

Чип-тюнинг и топливные карты

Чип-тюнинг и топливные карты Топливные карты, чип-тюнинг и тюнинг-бокс. Влияние Э Б У на состав рабочей смеси. Зависимость показателя AFR от различных режимов работы двигателя, детонация....

13 10 2020 20:21:26

Проблемы DSG: частые и распространенные поломки

Проблемы DSG: частые и распространенные поломки Основные поломки и проблемы коробки DSG: частые неисправности роботизированной коробки DSG, неполадки 7-и ступенчатой DSG DQ200. Стоит ли брать коробку Д С Г....

12 10 2020 3:28:18

Присадки для восстановления двигателя: на что стоит рассчитывать

Присадки для восстановления двигателя: на что стоит рассчитывать Защитные и восстановительные присадки для двигателя: принцип действия. В каких случаях используются присадки в масло, чего ожидать после использования....

11 10 2020 10:42:45

Полировка лобового стекла, боковых стекол и заднего стекла автомобиля: что нужно знать  

Полировка лобового стекла, боковых стекол и заднего стекла автомобиля: что нужно знать   Для чего нужна полировка автостекол и шлифовка. Чем отполировать лобовое стекло автомобиля или другие стекла. Полировка лобового стекла своими руками....

10 10 2020 1:14:40

Как лучше слить масло с двигателя: аппаратная замена или классическая

Как лучше слить масло с двигателя: аппаратная замена или классическая Что лучше, сливать моторное масло через картер или откачивать аппаратом при замене. Как проводится процедура, плюсы и минусы каждого из способов, советы....

09 10 2020 6:42:20

Предохранитель бензонасоса: неисправности и место расположения

Предохранитель бензонасоса: неисправности и место расположения Основные причины, по кторым перегорает предохранитель бензонасоса. Где находится предохранитель топливного насоса, диагностика и замена предохранителя....

08 10 2020 17:17:50

Давление масла в дизельном двигателе: что нужно знать

Давление масла в дизельном двигателе: что нужно знать Основные причины, по кторым возникают проблемы с давлением масла в дизельном двигателе. Какие особенности нужно учитывать при диагностике, рекомендации....

07 10 2020 17:20:28

Вакуумный усилитель тормозов: устройство, принцип работы, неисправности

Вакуумный усилитель тормозов: устройство, принцип работы, неисправности Как устроен вакуумный усилитель тормозов ( В У Т) и для чего предназначено устройство: конструктивные особенности, неисправности, диагностика вакуумника....

06 10 2020 13:47:29

Форсунки ГБО 4 поколения: какие лучше

Форсунки ГБО 4 поколения: какие лучше Принцип работы и отличительные особенности газовых форсунок. Основные парметры при выборе форсунок для Г Б О 4. Какие газовые форсунки лучше купить....

05 10 2020 0:33:32

Как сбросить ошибку двигателя

Как сбросить ошибку двигателя Появилась ошибка двигателя, загорелся чек: как стереть ошибку из памяти Э Б У. Доступные способы сброса ошибки, считывание и расшифровка ошибок двигателя....

04 10 2020 15:54:53

Тест промывочных масел для двигателя

Тест промывочных масел для двигателя Нужно или не нужно промывать двигатель перед заменой масла. Тест популярных промывок системы смазки двигателя. Результаты тестирования, полезные советы....

03 10 2020 0:32:41

Подогрев дизельного топлива своими руками

Подогрев дизельного топлива своими руками Самостоятельная реализация подогрева дизтоплива: топливозаборник, фильтры грубой и тонкой очистки. Монтаж нагревательных элементов. Проточный подогрев....

02 10 2020 5:23:39

Пропадающий стук в двигателе: причина неисправности

Пропадающий стук в двигателе: причина неисправности Двигатель стучит: пропадающий стук двигателя, постоянные стуки в головке блока и блоке цилиндров мотора. Навесное оборудование и посторонние шумы....

01 10 2020 18:14:29

Проваливается педаль тормоза при работающем двигателе

Проваливается педаль тормоза при работающем двигателе Педаль тормоза проваливается в пол, тормоза пропали неожиданно, после замены тормозной жидкости, колодок, тормозных дисков: основные причины неисправности....

30 09 2020 10:29:17

Моторное масло Лукойл Люкс 5W40: отзывы, характеристики и особенности

Моторное масло Лукойл Люкс 5W40: отзывы, характеристики и особенности Масло моторное Лукойл синтетика: преимущества и недостатки Лукойл Люкс 5W-40, характеристики. На что обратить внимание при переходе на данный продукт....

29 09 2020 6:24:23

Чем промыть двигатель от эмульсии: промывка масляной системы

Чем промыть двигатель от эмульсии: промывка масляной системы Как промыть двигатель от эмульсии: эффективная промывка системы смазки доступными способами. Процедура промывки, советы и рекомендации....

28 09 2020 6:46:55

Двигатель не заводится: не "схватывает" при нормально вращающемся стартере

Двигатель не заводится: не "схватывает" при нормально вращающемся стартере Что делать, если стартер крутит, при этом двигатель не схавтывает. Проверка системы питания, зажигания, электронного управления Д В С и т.д. Рекомендации....

27 09 2020 6:56:53

Сапунит дизельный двигатель: причины неисправности

Сапунит дизельный двигатель: причины неисправности Что означает "двигатель сапунит". Проблемы с цилиндропоршневой группой и Г Р М, повышенный расход масла. Нарушения в работе системы вентиляции картера Д В С....

26 09 2020 4:19:55

Новые АКПП: сколько стоит коробка, где купить и когда это целесообразно

Новые АКПП: сколько стоит коробка, где купить и когда это целесообразно Новая коробка автомат: что нужно учитывать при покупке. Почему ремонт А К П П в ряде случаев более оптимален, чем замена агрегата на новый или контрактный....

25 09 2020 11:27:19

Что такое коробка АМТ: особенности и отличия КПП данного типа

Что такое коробка АМТ: особенности и отличия КПП данного типа Коробка передач А М Т: устройство и работа роботизированной коробки передач, виды коробок-робот. Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии....

24 09 2020 19:56:54

Коробка автомат: обозначения передач и режимов

Коробка автомат: обозначения передач и режимов Цифры и буквы на коробке автомат: обозначение режимов А К П П. Для чего предназначены режимы А К П П, как и когда включать основные и дополнительные режимы....

23 09 2020 15:11:59

Ошиповка шин: как купить ремонтные шипы правильно

Ошиповка шин: как купить ремонтные шипы правильно Шиповка зимней резины: как выбрать шипы для ошиповки шин, виды шипов, ремонтные шипы. Как ошиповать зимние шины, рекомендации специалистов....

22 09 2020 10:57:45

Туго включаются передачи: причины

Туго включаются передачи: причины Почему передачи на механической коробке передач включаются туго: основные причины затрудненного включения передач М К П П. Поломки сцепления и трансмиссии....

21 09 2020 19:12:16

Какой масляный фильтр лучше для двигателя 

Какой масляный фильтр лучше для двигателя  Как правильно подобрать масляный фильтр. Назначение и принцип работы фильтра системы смазки, функции. Виды масляных фильтров, особенности конструкции....

20 09 2020 16:29:45

Тормозные колодки Логан: замена передних колодок и замена задних колодок Рено Логан 

Тормозные колодки Логан: замена передних колодок и замена задних колодок Рено Логан  Когда менять тормозные колодки на Renault Logan: признаки износа тормозных колодок. Подбор и замена задних и передних тормозных колодок Рено Логан....

19 09 2020 6:35:17

Дефектовка двигателя: что это такое и для чего нужна

Дефектовка двигателя: что это такое и для чего нужна Что такое дефектовка двигателя и в каких случаях необходимо выполнять дефектовку мотора. Особенности проведения дефектовки силового агрегата, рекомендации....

18 09 2020 8:55:20

Виды и особенности КПП Гранта: механика и автомат

Виды и особенности КПП Гранта: механика и автомат Разновидности К П П Лада Гранта: механическая, автоматическая и роботизированная. Плюсы и минусы, какую коробку передач Lada Granta лучше выбрать, советы....

17 09 2020 14:48:57

Ресурс турбины дизельного двигателя

Ресурс турбины дизельного двигателя От чего зависит срок службы турбонагнетателя дизельного Д В С. Особенности и рекомендации касательно эксплуатации и ремонта турбин с изменяемой геометрией....

16 09 2020 0:45:34

Радиатор АКПП: назначение, принцип работы, обслуживание

Радиатор АКПП: назначение, принцип работы, обслуживание Система охлаждения коробки автомат: радиатор А К П П, назначение, устройство, принцип работы. Установка дополнительного радиатора А К П П, особенности....

15 09 2020 2:16:14

Коробка передач вариатор: устройство и принцип работы CVT

Коробка передач вариатор: устройство и принцип работы CVT Что такое вариатор: устройство коробки вариатора CVT, виды вариаторов, принцип работы. Плюсы и минусы вариаторной трансмиссии....

14 09 2020 13:35:58

Холодный пуск двигателя: последствия для ДВС

Холодный пуск двигателя: последствия для ДВС Как холодный пуск двигателя внутреннего сорания влияет на ресурс мотора. Способы минимизации вреда для двигателя во время холодного запуска, советы....

13 09 2020 7:19:12

Присадка в двигатель чтобы не ел масло и не дымил

Присадка в двигатель чтобы не ел масло и не дымил Использование противоизносных, противодымных и других присадок для уменьшения расхода масла. Плюсы и минусы после применения присадки в двигатель....

12 09 2020 22:36:59

Полуавтоматическая коробка передач: что это такое

Полуавтоматическая коробка передач: что это такое Что такое полуавтоматическая коробка передач, как работает, чем отличается от А К П П и других видов трансмиссий. Преимущества и недостатки К П П полуавтомат....

11 09 2020 16:13:47

Особенности коробки CVT Х Tronic

Особенности коробки CVT Х Tronic Вариатор CVT: принцип работы и типы вариаторов, плюсы и минусы вариаторных К П П. Коробка CVT Х Tronic Renault-Nissan, особенности вариатора данного типа....

10 09 2020 13:47:38

Полировка фар своими руками: как отполировать фару автомобиля из пластика и стекла

Полировка фар своими руками: как отполировать фару автомобиля из пластика и стекла Как отполировать фары автомобиля самому: шлифовка фар и полировка оптики из пластика и стекла. Чем полировать фары, тонкости и нюансы. Рекомендации....

09 09 2020 13:25:44

Мойка двигателя зимой: что нужно знать автовладельцу

Мойка двигателя зимой: что нужно знать автовладельцу Можно ли мыть двигатель с наступлением холодов, когда рекомендуется эта процедура. Как правильно осуществляется мойка мотора зимой. Советы и рекомендации....

08 09 2020 13:30:51

Промывка системы охлаждения двигателя своими руками

Промывка системы охлаждения двигателя своими руками Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения Д В С....

07 09 2020 3:57:25

Чем плоха коробка DSG: основные недостатки

Чем плоха коробка DSG: основные недостатки Роботизированная коробка DSG: основные недостатки и слабые стороны данной трансмисcии. Надежность DSG (DSG 6 и DSG 7), гарантии на коробку, ресурс Д С Г....

06 09 2020 0:55:18

Почему на газу троит двигатель: основные причины неисправности

Почему на газу троит двигатель: основные причины неисправности После перехода на газ двигатель троит, при этом на бензине работает нормально: основные причины данной неиспрвности. Диагностика неполадок, рекомендации....

05 09 2020 4:55:33

Как открутить масляный фильтр без ключа

Как открутить масляный фильтр без ключа Что делать, если масляный фильтр не откурчивается и прикипел. Как выкрутить масляный фильтр без специального съемника. Доступные способы решения проблемы....

04 09 2020 4:10:51

После замены ремня ГРМ машина не заводится: причины и решение проблемы

После замены ремня ГРМ машина не заводится: причины и решение проблемы Машина не заводится после замены ремня Г Р М, цепи Г Р М или проведения других работ с приводом газорасределительного механизма. Основные причины, рекомендации....

03 09 2020 16:25:32

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать Особенности вариатора: для чего необходимо прогревать коробку-вариатор, как прогреть вариатор в холодное время года. Советы и рекомендации....

02 09 2020 15:49:58

Масляный радиатор двигателя: для чего нужен и как работает

Масляный радиатор двигателя: для чего нужен и как работает Радиатор охлаждения масла в двигателе: назначение и принцип работы. Общее устройство масляного радиатора двигателя, что нужно учитывать при подборе....

01 09 2020 5:36:23

Тюнинг и настройка карбюратора

Тюнинг и настройка карбюратора Доработка и модернизация карбюратора. Основные недостатки системы карбюраторного впрыска и способы их устранения, настройка. Тюнинг впускного коллектора....

31 08 2020 3:34:30

Треск в двигателе на холодную: основные причины

Треск в двигателе на холодную: основные причины Почему после запуска холодного двигателя слышен треск или стук: основные причины и частые поломки. Треск на холодную в системе изменения фаз Г Р М. Советы....

30 08 2020 15:32:59

Как прокачать сцепление на автомобиле самому: что нужно знать

Как прокачать сцепление на автомобиле самому: что нужно знать Как выполняется прокачка сцепления, для чего необходимо выполнять процедуру. Когда нужно прокачивать сцепление: признаки. Как самому прокачать сцепление....

29 08 2020 23:57:44

Атмосферный двигатель: что это такое?

Атмосферный двигатель: что это такое? Чем отличается атмосферный мотор от турбодвигателя. Конструктивные особенности, мощность, особенности эксплуатации. Главные плюсы и минусы атмосферников....

28 08 2020 8:13:34

Шумоизоляция моторного отсека своими руками

Шумоизоляция моторного отсека своими руками Как самому правильно сделать шумоизоляцию двигателя и моторного щита автомобиля. Материалы для обработки, устранение шумов и вибраций. Советы, рекомендации....

27 08 2020 15:14:45

Блок увеличения мощности: чип-бокс дизельного ДВС

Блок увеличения мощности: чип-бокс дизельного ДВС Модуль увеличения мощности дизельного двигателя. Виды чип-боксов, особенности подключения и работы данных блоков. Преимущества и недостатки тюнинг-бокса....

26 08 2020 1:50:51

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам Какие функции выполняет моторное масло в двигателе. Почему масло нужно своевременно менять. Когда необходимо производить замену масла, рекомендации....

25 08 2020 4:10:43

Бесконтактное зажигание: устройство, принцип работы, преимущества

Бесконтактное зажигание: устройство, принцип работы, преимущества Бесконтактное зажигание (электронное): устройство, принцип работы и особенности. Преимущества и недостатки бесконтактного зажигания, что нужно знать....

24 08 2020 16:26:21

Как работает вентиляция картера двигателя

Как работает вентиляция картера двигателя Назначение, типы и особенности конструкции системы вентиляции картерных газов двигателя внутреннего сгорания. Распространенные неполадки вентиляции картера....

23 08 2020 19:21:29

Что делать если «закипел» двигатель

Что делать если «закипел» двигатель Почему закипает жидкость в системе охлаждения двигателя. Какие действия необходимо предпринять водителю, если двигатель "кипит". Полезные советы....

22 08 2020 3:39:55

Какая коробка автомат стоит на Поло седан

Какая коробка автомат стоит на Поло седан А К П П на Polo sedan: особенности автоматической коробки Поло седан. Какой тип трансмиссии установлен на Поло седан автомат, плюсы и минусы данной А К П П....

21 08 2020 1:58:59

Рено Дастер АКПП: что нужно знать

Рено Дастер АКПП: что нужно знать Автоматическая коробка передач на Рено Дастер: Renault Duster А К П П и Дастер с роботизированной коробкой. Особенности данных видов А К П П на Дастер....

20 08 2020 14:34:39

Как поменять прокладку клапанной крышки самому

Как поменять прокладку клапанной крышки самому Когда и почему возникает необходимость замены прокладки крышки клапанов. Как заменить покладку клапанной крышки своими руками. Советы и рекомендции....

19 08 2020 3:49:10

Подогрев масла в двигателе: как прогреть смазку в поддоне

Подогрев масла в двигателе: как прогреть смазку в поддоне Подогрев моторного масла перед запуском: для чего это нужно. Доступные способы подогрева масла, что нужно знать. Предпусковой подогреватель масла в поддоне....

18 08 2020 1:44:37

Какие амортизаторы лучше поставить на автомобиль

Какие амортизаторы лучше поставить на автомобиль Выбор амортизаторов автомобиля: виды и типы амортизаторов, особенности, отличия. Какие амортизаторы лучше выбрать и почему. Советы и рекомендации....

17 08 2020 14:59:10

Лопнула гильза в двигателе: причины и ремонт неисправности

Лопнула гильза в двигателе: причины и ремонт неисправности Дефекты гильз блока цилиндров: трещины, излом бурта, повреждение внутренней поверхности и т.д. Причины образования дефектов гильз, признаки и ремонт....

16 08 2020 8:31:52

Какое давление в шинах автомобиля должно быть летом и зимой: что нужно знать

Какое давление в шинах автомобиля должно быть летом и зимой: что нужно знать Давление в шинах автомобиля: что нужно знать. Как правильно качать шины, давление в шинах зимой и давление в летних шинах. Таблица давления шин....

15 08 2020 14:57:41

Замена цепи ГРМ Нива Шевроле своими руками: что нужно знать

Замена цепи ГРМ Нива Шевроле своими руками: что нужно знать Niva Chevrolet, признаки необходимости замены цепи газораспределительного механизма. Как поменять цепь Г Р М Нива Шевроле самому. Рекомендации....

14 08 2020 1:48:39

Модуль дистанционного запуска двигателя

Модуль дистанционного запуска двигателя Блок дистанционного автозапуска двигателя: основные функции. Безопасность использования модуля автозапуска Д В С, взаимодействие с автосигнализацией и иммо....

13 08 2020 2:48:55

Как понять что «умирает» АКПП: проверка и признаки неисправностей

Как понять что «умирает» АКПП: проверка и признаки неисправностей Основные признаки неполадок автоматической трансмиссии, которые указывают на то, что "умирает" автоматическая коробка передач А К П П. Диагностика и проверка....

12 08 2020 13:16:58

Запуск двигателя в холодное время года: как завести мотор

Запуск двигателя в холодное время года: как завести мотор Как заводить машину в сильный мороз: основные правила. Запуск двигателя с севшим аккумулятором, как нужно "прикуривать" автомобиль и что нужно учитывать....

11 08 2020 5:20:42

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом Особенности затяжки головки блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Затяжка болтов крепления Г Б Ц динамометрическим ключом: усилие и порядок обтяжки....

10 08 2020 19:12:57

Интервал замены масла в дизельном двигателе

Интервал замены масла в дизельном двигателе Почему в дизеле масло стареет быстрее сравнительно с бензиновым Д В С. Зависимость состояния масла от качества дизтоплива. Периодичность плановой замены Г С М....

09 08 2020 0:31:17

Замена Тосола ВАЗ 2110 своими руками

Замена Тосола ВАЗ 2110 своими руками Когда менять Тосол в системе охлаждения В А З 2110, какие признаки указывают на необходимость замены. Как слить и заменить Тосол на В А З 2110 самостоятельно....

08 08 2020 9:55:31

Свечи Лада Гранта: подбор и замена свечей зажигания на Лада Гранта

Свечи Лада Гранта: подбор и замена свечей зажигания на Лада Гранта Когда менять свечи зажигания на Лада Гранта, какие свечи подобрать для замены. Как поменять свечи на Гранте своими руками, полезные советы и рекомендации....

07 08 2020 9:27:27

Ресурс масла в двигателе: что влияет на интервал замены

Ресурс масла в двигателе: что влияет на интервал замены Когда менять моторное масло, ресурс масел по моточасам, замена масла по пробегу. Срок службы минерального масла, полсусинтетики и синтетических смазок....

06 08 2020 8:30:23

Сигнализация Старлайн А91: инструкция по эксплуатации и установке

Сигнализация Старлайн А91: инструкция по эксплуатации и установке Сигнализация Starline A91: установка, эксплуатация и настройка. Как прописать в память сигнализации новый брелок, настройки автозапуска Starline....

05 08 2020 11:17:28

Какие двигатели самые надежные и долговечные

Какие двигатели самые надежные и долговечные Список самых надежных бензиновых и дизельных моторов: 4-х цилиндровые силовые агрегаты, рядные 6-ти цилиндровые Д В С и V-образные силовые установки. Рейтинг....

04 08 2020 23:20:29

Сколько масла нужно заливать в двигатель

Сколько масла нужно заливать в двигатель Оптимальный объем моторного масла, который заливается в двигатель при замене. Почему для двигателя вреден недолив и перелив масла от рекомендуемого уровня....

03 08 2020 23:45:59

Коренной сальник двигателя: что это такое и какие неполадки возникают с данным элементом

Коренной сальник двигателя: что это такое и какие неполадки возникают с данным элементом Что такое коренной сальник двигателя (сальник коленвала), назначение элемента. Частые неисправности, замена кореннного сальника коленвала. Полезные советы....

02 08 2020 19:43:57

Дозирующие системы карбюратора

Дозирующие системы карбюратора Главная дозирующая система, переходная система во вторичной камере, разновидности систем холостого хода. Ускорительный насос, экономайзер и холодный пуск....

01 08 2020 1:25:19

Ремонт форсунок дизельных двигателей своими руками

Ремонт форсунок дизельных двигателей своими руками Особенности работы и причины неисправностей дизельных форсунок. Как самостоятельно выполнить снятие, дефектовку, разборку и ремонт форсунок дизельного Д В С....

31 07 2020 15:18:40

Покраска двигателя своими руками: как покрасить блок цилиндров и ГБЦ

Покраска двигателя своими руками: как покрасить блок цилиндров и ГБЦ Покраска автомобильного двигателя: что нужно знать. Какую краску выбрать и как самостоятельно подготовить двигатель к покраске. Советы и рекомендации....

30 07 2020 17:45:42

Двигатели из Европы: как купить контрактный мотор

Двигатели из Европы: как купить контрактный мотор Покупка контрактного двигателя из Европы. Почему лучше обращать внимание на моторы из Германии, как выбрать контрактный мотор. Советы и рекомендации....

29 07 2020 20:11:46

Как проверить свечи накала дизельного двигателя самому

Как проверить свечи накала дизельного двигателя самому Доступные способы самостоятельной проверки свечей накала дизельного двигателя. Диагностика калильных свечей со снятием, проверка тестером, на искру....

28 07 2020 4:15:29

Замена масла в коробке вариатор: что нужно знать

Замена масла в коробке вариатор: что нужно знать Когда и почему нужно менять масло в вариаторе. Особенности вариатора, способы замены масла в вариаторе CVT. Как заменить масло в вариаторной коробке самому....

27 07 2020 9:24:16

Тепловой зазор поршневых колец

Тепловой зазор поршневых колец Что такое тепловой зазор поршневых колец. Каким должен быть оптимальный зазор на кольцах. Теловой зазор колец и повышение расхода моторного масла....

26 07 2020 15:17:33

Как проверить стартер: проверка стартера мультиметром или от аккумулятора

Как проверить стартер: проверка стартера мультиметром или от аккумулятора Способы проверки стартера: проверка якоря, щеток, обмоток стартера. Как проверить бендикс стартера, проверка стартера от аккумулятора или мультиметром....

25 07 2020 1:49:30

ATF Dexron: что такое Декстрон АТФ, особенности и виды данной жидкости

ATF Dexron: что такое Декстрон АТФ, особенности и виды данной жидкости Что такое сервисная жидкость Dexron: особенности жидкостей Дексрон, чем отличается Декстрон 2 от Dexron III и т.д. Что нужно учитывать при подборе, советы....

24 07 2020 18:38:53

Стартер крутит,  а двигатель не заводится

Стартер крутит,  а двигатель не заводится Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы....

23 07 2020 21:37:15

Загорелся «чек» двигателя на приборной панели: почему так происходит

Загорелся «чек» двигателя на приборной панели: почему так происходит Почему загорается "check" двигателя на панели приборов: основные причины. Что делать водителю, если в машине горит "чек". Полезные советы и рекомендации....

22 07 2020 1:38:37

Регулировка тросика АКПП: как регулировать трос коробки автомат

Регулировка тросика АКПП: как регулировать трос коробки автомат Почему необходимо проверять и регулировать тросик А К П П при появлении рывков во время переключения передач коробки автомат. Регулировка троса А К П П....

21 07 2020 9:19:10

Торможение на механической коробке передач: особенности торможения на МКПП

Торможение на механической коробке передач: особенности торможения на МКПП Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач М К П П: виды стандартного торможения на М К П П, экстренное и аварийное торможение, советы....

20 07 2020 21:20:59

Как заменить направляющие втулки клапанов

Как заменить направляющие втулки клапанов Замена направляющих втулок клапанов ударным способом: выпрессовка и запрессовка. Как поменять втулки клапанов при помощи специального съемника....

19 07 2020 20:12:29

Проваливается напряжение во время запуска мотора: почему так происходит

Проваливается напряжение во время запуска мотора: почему так происходит Падает напряжение во время запуска двигателя автомобиля: основные причины. Диагностика возможных неисправностей, проверка генератора, стартера, А К Б и т.д....

18 07 2020 7:57:22

Лада Гранта: замена масла в МКПП

Лада Гранта: замена масла в МКПП Замена трансмиссионного масла в коробке передач Lada Granta. Когда менять масло, как поменять масло в М К П П Лада Гранта своими руками. Рекомендации....

17 07 2020 8:43:54

Присадки к дизельному топливу

Присадки к дизельному топливу Виды присадок, которые добавляются в дизтопливо для улучшения его свойств и характеристик. Добавки для профилактики топливной аппаратуры дизельного мотора....

16 07 2020 0:59:56

Масло в интеркулере дизельного двигателя: причины

Масло в интеркулере дизельного двигателя: причины Почему масло попадает в интеркулер. Локализация и устранение возможных неисправностей своими руками. Как самому промыть и очистить инетркулер от масла....

15 07 2020 0:14:48

TSI двигатель: что это такое?

TSI двигатель: что это такое? Моторы линейки TSI. Конструктивные особенности, преимущества и недостатки. Модификации с одним и двумя нагнетателями. Рекомендации по эксплуатации....

14 07 2020 13:10:48

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя

Плюсы и минусы турбированного бензинового двигателя Какие основные преимущества и недостатки имеет турбированный бензиновый двигатель. Плюсы и минусы бензинового турбомотора, эксплуатация, рекомендации....

13 07 2020 2:44:13

Проверка АКПП: как проверить коробку автомат самостоятельно

Проверка АКПП: как проверить коробку автомат самостоятельно Полная проверка автоматической коробки передач А К П П на б/у автомобиле: как самому определить степень износа, остаточный ресурс, возможные неполадки и т.д....

12 07 2020 6:53:45

Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров Назначение головки блока цилиндров Д В С. Материалы и способ изготовления, особенности крепления головки к блоку цилиндров, составные элементы Г Б Ц....

11 07 2020 6:41:42

Промывка дизельного двигателя при замене масла

Промывка дизельного двигателя при замене масла Средства и способы промывки двигателя перед заменой моторного масла. Нужно ли промывать двигатель, какими составами и в каких случаях это необходимо....

10 07 2020 11:12:25

Колонки в машину и акустика для авто: какие динамики купить, как выбрать и что нужно учитывать

Колонки в машину и акустика для авто: какие динамики купить, как выбрать и что нужно учитывать Как выбрать колонки в машину: виды автоакустики, особенности динамиков для автомобиля. Компонентная акустика или коаксиальная, овалы или сабвуфер....

09 07 2020 12:28:34

Как проверить масло в коробке Лада Гранта: механическая и автоматическая КПП

Как проверить масло в коробке Лада Гранта: механическая и автоматическая КПП Проверка масла в коробке передач Лада Гранта: как проверить уровень масла в А К П П Lada Granta, проверка масла в М К П П Гранта. Долив масла, рекомендации....

08 07 2020 19:32:16

Нужно ли прогревать дизельный двигатель

Нужно ли прогревать дизельный двигатель Почему лучше прогреть двигатель перед поездкой: смазка, топливо, износ холодных деталей. Как правильно греть дизельный мотор зимой....

07 07 2020 14:28:59

По каким причинам дизель дымит сизым или синим дымом

По каким причинам дизель дымит сизым или синим дымом Синий выхлоп дизельного мотора, неисправности и причины появления сизого выхлопа дизеля. Износ цилиндропоршневой группы, компрессия, подача дизтоплива....

06 07 2020 3:39:23

Как работает синхронизатор в коробке передач

Как работает синхронизатор в коробке передач Синхронизатор коробки передач: устройство синхронизатора К П П, принцип работы. Основные неисправности синхронизатора коробки передач, признаки....

05 07 2020 2:14:18

Разборка и сборка двигателя: порядок и особенности

Разборка и сборка двигателя: порядок и особенности Как разобрать и собрать двигатель автомобиля: тонкости и нюансы. В каком порядке происходит разборка и сборка мотора, что нужно учитывать. Полезные советы....

04 07 2020 23:16:31

Замена масла в коробке Ланос своими руками: МКПП и АКПП

Замена масла в коробке Ланос своими руками: МКПП и АКПП Как поменять масло в коробке Lanos самому: механическая и автоматическая К П П. Сколько масла нужно для замены, когда рекомендуется менять масло в К П П Ланос....

03 07 2020 4:29:49

Как притереть клапана в домашних условиях

Как притереть клапана в домашних условиях Притирка клапанов: как сделать самому.  Для чего и когда нужно притирать клапаны. Как притереть клапана, какую притирочную пасту выбрать. Рекомендации....

02 07 2020 20:56:15

Регулировка педали сцепления: как выполняется процедура

Регулировка педали сцепления: как выполняется процедура Как отрегулировать педаль сцепления, для чего нужна регулировка: функции сцепления, регулировка педали сцепления (свободный ход и общий ход)....

01 07 2020 22:51:37

Сколько заряжать аккумулятор автомобильный разными токами

Сколько заряжать аккумулятор автомобильный разными токами Зарядка аккумулятора автомобиля: сколько заряжать аккумулятор автомобиля по времени. От чего зависит время заряда А К Б, сколько нужно заряжать А К Б от З У....

30 06 2020 18:33:11

Причины попадания масла в систему охлаждения двигателя

Причины попадания масла в систему охлаждения двигателя Почему в антифриз попадает моторное масло: основные причины данной неисправности. Что будет с двигателем, если в тосоле или антифризе обнаружено масло....

29 06 2020 16:50:53

Масло GM 5w30 Dexos2: свойства и особенности

Масло GM 5w30 Dexos2: свойства и особенности Моторное масло GM Dexos2 5W30: особенности и преимущества. В каких двигателях можно использовать данное масло, как приобрести оригинальное масло GM....

28 06 2020 12:25:35

Стук в АКПП: что стучит в коробке автомат

Стук в АКПП: что стучит в коробке автомат Основные причины появления стука в А К П П: почему стучит коробка автомат. Частые неисправности, которые приводят к появлению гула и стуков в А К П П....

27 06 2020 13:13:55

Какая компрессия должна быть в дизельном двигателе

Какая компрессия должна быть в дизельном двигателе Показатель компрессии дизельного двигателя. Главные причины и основные признаки снижения компрессии. Запуск мотора с недостаточным давлением в цилиндрах....

26 06 2020 18:46:27

Датчик АКПП: какие датчики используются в устройстве автоматической коробки

Датчик АКПП: какие датчики используются в устройстве автоматической коробки Основные датчики в устройстве А К П П: назначение и принцип работы датчиков автоматической трансмиссии. Неисправности датчиков коробки автомат, признаки....

25 06 2020 22:11:25

Диагностический разъем ваз 2110: где находится, назначение и доработка

Диагностический разъем ваз 2110: где находится, назначение и доработка Диагностический разъем OBD В А З 2110: где находится, для чего предназначен и особенности Модернизация диагностического разъема В А З 2110 для подключения OBD2....

24 06 2020 11:38:27

Объем масла в двигатель: бензиновый и дизельный

Объем масла в двигатель: бензиновый и дизельный Как узнать, сколько масла нужно заливать в бензиновый или дизельный двигатель. Правильное определение уровня масла при замене. Полезные советы....

23 06 2020 23:55:58

Как настроить и отрегулировать зажигание на ВАЗ "классика" 2106-2107: что нужно знать

Как настроить и отрегулировать зажигание на ВАЗ "классика" 2106-2107: что нужно знать Регулировка зажигания на популярных "классических" моделях В А З (2106, 2107 и т.д.). Как настроить зажигание своими руками и проверить качество настройки....

22 06 2020 15:56:41

Замена тросов МКПП: что нужно знать

Замена тросов МКПП: что нужно знать Назначение тросиков М К П П (тросов коробки), неисправности и замена тросов коробки передач. Как поменять тросы М К П П, тонкости и нюансы....

21 06 2020 4:34:29

Нужно ли прогревать дизельный двигатель

Нужно ли прогревать дизельный двигатель Почему лучше прогреть двигатель перед поездкой: смазка, топливо, износ холодных деталей. Как правильно греть дизельный мотор зимой....

20 06 2020 7:43:46

EGR в дизельном двигателе: что это такое?

EGR в дизельном двигателе: что это такое? Назначение и устройство системы рециркуляции отработавших газов. Клапан EGR, система Е Г Р высокого и низкого давления. Неисправности системы рециркуляции....

19 06 2020 14:50:57

Что выбрать-дизельный или бензиновый мотор?

Что выбрать-дизельный или бензиновый мотор? Сравнение бензинового и дизельного двигателя. Преимущества и недостатки дизеля, надежность дизельного мотора, особенности его обслуживания и эксплуатации....

18 06 2020 14:30:10

Самый большой двигатель внутреннего сгорания

Самый большой двигатель внутреннего сгорания Какой двигатель внутреннего сгорания сегодня является самым большим и мощным. Характеристики, особенности и устройство самого большого двигателя в мире....

17 06 2020 3:42:42

Как поменять масло в двигателе самому

Как поменять масло в двигателе самому Как правильно менять моторное масло в двигателе. Процедура замены масла без промывки, смена масла с промывкой двигателя. Замена масла без ямы, советы....

16 06 2020 14:58:50

Назначение и классификация двигателей внутреннего сгорания

Назначение и классификация двигателей внутреннего сгорания Как классифицируются двигатели внутреннего сгорания: по назначению, по способу подачи воздуха, топлива и смесеобразованию, способу охлаждения и т.д....

15 06 2020 20:47:54

Что такое ЭБУ (ECU): электронный блок управления

Что такое ЭБУ (ECU): электронный блок управления Принцип работы Э Б У, устройство платы и разъемы. Обработка данных ECU, CAN-шина. Причины неисправностей блока управления двигателем, ремонт или замена блока....

14 06 2020 19:43:22

Цепной и ременной привод ГРМ

Цепной и ременной привод ГРМ Назначение привода Г Р М. Преимущества и недостатки ремня или цепи в конструкции привода газораспределительного механизма двигателя....

13 06 2020 18:36:55

Капитальный ремонт двигателя автомобиля

Капитальный ремонт двигателя автомобиля Что значит капремонт двигателя автомобиля, какие работы выполняются. От чего зависит ресурс двигателя до капремонта и как его увеличить. Полезные советы....

12 06 2020 5:29:11

Что такое Мехатроник DSG: назначение, устройство и неисправности

Что такое Мехатроник DSG: назначение, устройство и неисправности Мехатроник коробки DSG: что это такое, для чего предназначено и как работает данное устройство. Неисправности мехатроника Д С Г, признаки и диагностика....

11 06 2020 21:13:10

Моторное масло Motul: особенности, преимущества, недостатки

Моторное масло Motul: особенности, преимущества, недостатки Изготовление масла Мотюль, особенности производства и уникальные технологии. Какие плюсы и минусы имеет моторное масло Motul, выбор смазки для двигателя....

10 06 2020 23:16:17

Что такое антифриз G12: в чем особенности

Что такое антифриз G12: в чем особенности Антифриз G12: состав и отличия от других типов охлаждающих жидкостей (G11, G12+, G13 и т.п.). Преимущества и недостатки антифриза G12, что лучше залить....

09 06 2020 6:53:56

Робот или автомат: в чем разница и на что обращать внимание

Робот или автомат: в чем разница и на что обращать внимание В чем разница и отличие коробки-робот от "классической" автоматической коробки передач А К П П. Плюсы и минусы А К П П, преимущества и недостатки коробки-робот....

08 06 2020 18:27:56

Кулиса ВАЗ 2110: неисправности кулисы, ремонт, регулировка и замена

Кулиса ВАЗ 2110: неисправности кулисы, ремонт, регулировка и замена Основные неисправности и признаки неполадок кулисы В А З 2110. Диагностика кулисы и ремонт, регулировка, замена кулисы на короткоходную. Рекомендации....

07 06 2020 2:54:48

Присадка в двигатель для повышения компрессии

Присадка в двигатель для повышения компрессии Низкая комрессия в цилиднрах двигателя: главные причины. Как поднять компрессию в двигателе без ремонта мотора, доступные способы. Советы и рекомендации....

06 06 2020 16:53:18

Тугое сцепление: причины и ремонт

Тугое сцепление: причины и ремонт Педаль сцепления тугая, сцепление жестко нажимается: основные причины неисправности. Диагностика неполадок сцепления и ремонт. Советы и рекомендации....

05 06 2020 21:50:14

Коробка DSG: правила эксплуатации и рекомендации

Коробка DSG: правила эксплуатации и рекомендации Как пользоваться коробкой передач DSG и сохранить ресурс, а также увеличить срок службы. Особенности эксплуатации роботизированной К П П с двумя сцеплениями....

04 06 2020 2:17:36

Генератор ВАЗ 2109: схема подключения, проверка, разборка и ремонт

Генератор ВАЗ 2109: схема подключения, проверка, разборка и ремонт Генератор В А З 2109: какие типы генераторов установлены на данной модели, характеристики, неисправности и ремонт. Способы проверки генератора 2109, разборка....

03 06 2020 19:13:51

Параметры дисков: вылет диска на автомобиле

Параметры дисков: вылет диска на автомобиле Вылет диска ET: что это такое. Почему нужно отдельно учитывать параметр ET диска при выборе. Можно ли ставить диски с большим или меньшим вылетом, советы....

02 06 2020 10:27:28

Чем промыть топливную систему дизельного двигателя: особенности промывки разными способами

Чем промыть топливную систему дизельного двигателя: особенности промывки разными способами Когда необходимо промывать систему питания дизельного двигателя: основные признаки. Как промыть топливную систему на дизеле, промывка своими руками....

01 06 2020 10:54:52

Устройство топливного фильтра дизельного двигателя

Устройство топливного фильтра дизельного двигателя Необходимость качественной фильтрации солярки, функции топливных фильтров на дизельном двигателе. Конструкция фильтрующего элемента, самостоятельная замена....

31 05 2020 20:52:54

Масло для японских двигателей: особенности выбора

Масло для японских двигателей: особенности выбора Какие бывают японские моторные масла и что лучше залить в японский двигатель. Производство масел в Японии, особенности и свойства продукта. Рекомендации....

30 05 2020 10:10:30

Стоит ли лить присадки в двигатель

Стоит ли лить присадки в двигатель Использование присадок для двигателя:обман, польза или вред. Практическая эксплуатация моторов после использования присадки, результаты. Рекомендации....

29 05 2020 2:14:41

Как подобрать масло в АКПП по марке, модели авто или типу АКПП

Как подобрать масло в АКПП по марке, модели авто или типу АКПП Подбор трансмиссионного масла ATF в А К П П. Как подобрать масло в коробку автомат по VIN, по марке и модели авто. Что нужно учитывать при подборе и замене....

28 05 2020 19:37:50

Еще:
Автомобильное -1 :: Автомобильное -2 :: Автомобильное -3 :: Автомобильное -4 :: Автомобильное -5 ::

1. Да пребудут с тобой вечные Болгарка, Сварка и Свалка, ибо путь их — и есть путь УАЗДао.

2. И Монтировка с Кувалдой, предвестники их.

3. И Зубилом не пренебрегай отнюдь.

4. Экономящий же на инструменте подобен выбившему себе зубы, чтобы не тратиться на зубную пасту.

5. Всякого ключа имей по две штуки, а ключей на 12 и 14 по три, ибо прыгать из ямы и обратно за каждой ничтожной железякой недостойно следующего путем УАЗДао.

6. Всякий инструмент рано или поздно будет потерян. Не противься этому и не горюй об утраченном — в Мире Потерянных Вещей ему будет лучше, ты же получишь повод поклониться Великому Авторынку.

7. Однако же не усугубляй потерянного, передавая инструмент в руки Не Следующего Путем — ибо потеряет. Паки же не давай инструмент тому, кто Путем следует — бо оставит себе. Ибо сказано: «Не доверяйте дятлу барабан!»

8. Взыскующего же инструмента твоего, смело Шли В Попу, пусть он даже и сосед твой во гаражах. Но в последнем случае — шли вежливо, как бы извиняясь. Но решительно. Ибо сказано: «Свой надо иметь!»

9. И ручной насос для колеса пригоден, но Истинный Мастер Пути не пренебрежет компрессором, ибо сказано: «Труд сделал из обезьяны уставшую обезьяну...»

10. Да пребудет борьба Хаоса с Порядком в твоем инструментальном ящике вечной. Ибо таково свойство инструмента — не пребывать в покое, по размерам разложенному, но валяться промасленной грудой вперемешку. В постыдной праздности заподозрю всякого, чей инструмент чист и разложен по порядку. Не следует он путем УАЗДао.

11. Узрев на прилавке Приблуду Полезную, не усомнись в сердце своем — и купи. Ибо всяко лучше иметь Приблуду, нежели не иметь ее. Однако же, если скудны финансы твои, то не давай жажде обладания терзать тебя долго, но вспомни о том, что до сих пор обходился ты без этой Приблуды, а значит — перебьёшься и впредь. Ибо сказано: «Забей, и рожковым открутишь!».

12. Будь скромен и начинай с малого — лишь то, что не пошло с ключа следует Стронуть Зубилом, лишь то, что не стронулось с зубила, следует Нагреть Газом, лишь нагретое газом следует Долбануть Кувалдой, и лишь затем переходи к Болгарке, ибо не следует тревожить столь великое малым.

13. Болгарка подобна кунг-фу — настоящий мастер без веского повода не использует.

14. Не пренебрегай в гордыне своей рожковым ключом, от того, что есть торцевой. Ибо путь УАЗДао — есть путь простоты. И что ты будешь делать, потеряв торцевой?

15. Да пребудет Верстак твой, святилище Гаража твоего, в дивном Рабочем Беспорядке, где каждая гаечка, каждый болтик и каждый кусочек Ржавой Ерунды сами находят свое место во Вселенной. Ибо следующий путем УАЗДао не волнуется о всякой ерунде, но позволяет свершаться естественному ходу вещей.

16. И лишь когда найти искомое в Гараже Твоем становится сложнее, нежели купить новое — следует Разобрать Все Это. Решившись на это, будь готов к Неожиданным Находкам и Большим Потерям — ибо то, что СОВЕРШЕННО ТОЧНО ТУТ ЛЕЖАЛО, окажется ушедшим в Мир Потерянных Вещей, но то, что числилось потерянным и было заменено новым, обнаружится в изобилии. Такова природа вещей, ибо сказано: «Да и шут с ним!». И пусть будет рука твоя тверда на пути к помойке.

17. Не пренебрегай малым ради большого, ибо сказано: «Нельзя ключом на 12 открутить болт на 22, но верно и обратное...»

18. Попавши на Авторынок, да не выйдешь с него с деньгами в кармане — ибо на пути УАЗДао нет ненужного, а есть лишь то, что Авось Пригодится.

19. Хочешь узнать, что сломается в дальней дороге? Вспомни, какой из инструментов не взял ты с собой...

20. Не жалей места под инструмент в багажнике своем. Лучше водки меньше возьми.

21. Не пренебрегай штангелем, микрометром и щупами, но помни, что лишь верный «на глаз» всегда с тобой, а точность «ну, что-то вроде» обычно вполне достаточна. Ибо сказано: «Семь раз померь — длиннее не станет...»

22. Компрессор и краскопульт полезны, но Истинный Мастер Пути и кисточкой не утомится покрасить.

23. Только потерявший ключ на 7 истинно понимает, как много в УАЗе мелких гаечек...

24. Рожковому ключу доступно многое, но накидной сильнее его. Силен накидной, но торцевой всяко круче. Крут торцевой, но ударный пневмогайковерт превосходит его в могуществе своем. Могуч пневмогайковерт, но головка-с-трубой и черта свернет. Однако всегда помни — рожковым ключом ты подлезешь там, где и головка-с-трубой хрен развернется.

25. И лишь Болгарке подвластно всё...